Рубен Бранд, коллекционер

Полнометражный дебют венгерского режиссера Милорада Крстича, идущий в отечественном прокате, представляет собой криминальный детектив, стилизованный под шедевры авангардной живописи.

Цитирование в авторской анимации этапных работ живописцев, попытка оживить их и показать в движении — часто используемый современными режиссерами прием, постмодернистская игра, которая подчеркивает влияние живописи на анимацию и раздвигает границы между искусствами.

Вслед за французскими режиссерами Аленом Ганьолем и Жаном Лу Фелисиоли Милорад Крстич полностью стилизует героев данного полнометражного фильма под живопись «а-ля Пикассо», и даже идет дальше. Помимо прямых упоминаний нарисованных шедевров (13 картин, которые преследуют главного героя, не только воспроизводятся в кубическом стиле, но и называются в фильме) лента конечно же содержит скрытые отсылки к другим известным картинам, а так же художественным фильмам, плакатам, музыке. Искушенный зритель может включиться в игру-угадайку: отыскать плавающего в супе Кандинского или в пейзаже тени Де Кирико. Как признается сам автор, он попытался включить в фильм столько цитат, сколько это было возможным.

Наблюдать за каждым кадром мультфильма можно с интересом, вглядываясь в любопытные детали, тогда как сюжет развивается стремительно и пытается одновременно быть нуарным фильмом, экшеном и остросюжетным триллером. Синефилам тоже есть чем поживиться, помянуть и Хичкока, и фильмы-ограбления, и Миу Уоллес.

В отечественном прокате фильм вышел под названием «Ограбление по Фрейду»

Главный герой фильма Рубенс ремБрандт, известный психотерапевт, который практикует арт-терапию и страдает от ночных кошмаров, вынужден красть картины, чтобы избавиться от своих страхов, возникших у него из-за экспериментов, которые проводились над ним в детстве. Отсюда упоминающийся в русском названии Фрейд (психоанализ давно стал общим местом в стильных нуарных детективах). Есть и другие типичные персонажи: роковая женщина, гангстеры и проницательный частный детектив, который похож на двойника главного героя.

Однако в конце концов все это постмодернисткое веселье с миллионом отсылок не приобретает каких-либо новых смыслов. И в тот момент, когда успеваешь насладиться красотой стилизации, наблюдать за развитием сюжета становится скучно, будто бы фильм не использует весь заложенный в самом начале потенциал, хотя и остается красивым оммажем любимым произведениям режиссера. Зритель будто бы вместе с героем весь фильм перелистывает книгу по истории искусства, изложенной в виде занимательного криминального детектива.

Автор рецензии: Кристина Гогорян

Наверх