Правила Оскара с Марией Терещенко

paperman-disney-short

Пару недель назад в англоязычной прессе появился квалификационный лист «Оскара» по короткометражной анимации. Теперь — лонг-лист (который кто-то называет шорт-листом), а почти параллельно — лонг-лист полнометражных мультфильмов. Большое количество этих списков, из которых не все предназначены для внимания широкой публики, год за годом смущают читателей, поэтому для начала давайте разберемся, про что все эти новости.

Дело в том, что в разных категориях премии «Оскар» — разные же пути номинации. Если речь идет о полнометражных картинах, то главное требование к участникам «Оскаровской» гонки — кинопрокат в Лос-Анджелесе. Достаточно самой скромной и самой ограниченной кинодистрибуции: так пару лет назад Билл Плинтон, например, договорился с одним из кинотеатров о показе «Идиотов и ангелов», и вуаля, фильм смог побороться за «Оскара»(премии, впрочем, не получил).

В номинации «Лучший зарубежный фильм», как многим известно, претендентов предлагают страны-производители. И в России ежегодно обсуждается, кого от нас выдвинул или не выдвинул «Оскаровский» комитет.

А вот в короткометражной анимации механизмы установлены сложные.

Во-первых, участвовать могут (по тому же принципу, что и в полном метре) фильмы, которые идут в кинотеатрах Лонс-Анджелеса. Во-вторых, фильмы, получившие «квалификационные» (то есть установленные регламентом) призы на одном из фестивалей, включенных в «фестивальный список» Академии. В-третьих, фильмы, получившие студенческую премию от Академии (Академия организует отдельный ежегодный «Оскар» для студенческого кино).

Конечно, самого факта, что фильм показывался в кинотеатре или получил приз, недостаточно. Его нужно еще подать в Академию, правильно оформить заявку и своевременно прислать фильм в нужном формате.

Если все эти требования соблюдены, то фильм попадает в квалификационный список. Эта квалификация — отчасти почетна, но она никакого отношения не имеет к выбору самого «Оскара».

После того, как картина прошла квалификацию, ее смотрят уже члены киноакадемии и выбирают из списка лучшее. Процедуры опять же различны для полного и короткого метров.

Например, в этом году квалификационный список по короткометражной анимации состоял из 54 фильмов. Их отсмотрели волонтеры из короткометражной и анимационной секций Академии, проставляя каждой картине оценку: от 10 (отлично) до 6 (плохо). Для того, чтобы попасть в следующий тур мультфильм должен набрать хотя бы 7,5 баллов, при этом количество пунктов в лонг-листе (иногда его называют шорт-листом) не может превышать 10.

Обычно 10 и есть. Далее короткометражки смотрят уже все живые и здравствующие представители короткометражной и анимационной секций Академии. Чтобы проголосовать, академик обязан посмотреть весь лонг-лист (предположительно 10 фильмов), опять же проставляя оценки от 10 (отлично) до 6 (плохо). И опять же проходной балл — 7,5, однако в список номинантов может попасть не более 5 и не менее 3 фильмов.

Наконец, финальное голосование опирается на список номинантов, и в нем принимает участие уже вся академия. При этом каждый Академик должен выбрать только один фильм-фаворит и отдать ему свой голос. Набравший большинство голосов мультфильм получает премию «Оскар» в данной номинации.

В категории «полнометражные мультфильмы» после формирования квалификационного списка президент комитета «полнометражной анимации» приглашает к голосованию всех живых и здоровых членов этой секции. Прежде чем высказать свое мнение, участники обязаны посмотреть не менее 80% мультфильмов из квалификационного листа. При этом посмотреть именно в кинотеатре (либо в официальном прокате, либо на специальных показах Киноакадемии). Правила «Оскара» особо подчеркивают, что просмотр фильма на DVD или в Интернете не в счет. Количество полнометражных номинантов зависит от размера квалификационного списка. Если претендуют на премию от 8 до 12 фильмов, то номинацию получают 3 картины, если больше 16 — то 5. Номинантов опять же смотрит вся академия, и каждый выбирает своего фаворита.

Такую систему, понятное дело, справедливой не назовешь, но этого и не предполагается. В конце концов, премия — американская, так что Америка находится в очень выгодном положении еще на стадии квалификации. Особенно это заметно по полнометражной категории. Например, в нынешнем квалификационном списке из 21 пунктов 10 сделаны в Америке. И не всегда это вопрос качества, а зачастую здесь играют роль чисто формальные причины. Если голливудские мультфильмы выходят в американский прокат все до одного, то к зарубежным анимационным работам американский прокат довольно строг (как, впрочем, и к независимым американским фильмам).

Иностранные мультфильмы выходят в Америке куда реже, чем, например, в России, с большим опозданием, нередко в купированном виде. Впрочем, ситуация год от года становится все более интернациональной, и сейчас уже 11 фильмов попали в квалификацию из других стран: Франции (3), Японии (2), Индии (2), Англии (2), Южной Африки (1), Канады (1). Из России — ничего, и это не удивительно. Если память мне не изменяет, в американском прокате выходил только один наш полнометражный мультфильм за последние 10 лет: «Белка и Стрелка».

Итак, что же представляет собой квалификационный лист полнометражных мультфильмов нынешнего «Оскара»? Здесь, конечно, все основные американские мульты: «Ральф», «Франкенвини», «Паранорман», «Мадагаскар 3», «Храбрая сердцем», «Ледниковый период 4», «Лоракс», «Монстры на каникулах», а также выходящие на днях «Хранители снов» и «Феи: Тайна зимнего леса». Из известных русскому зрителю полнометражных мультфильмов на «Оскара» будут претендовать также «Со склонов Кокурику», «Замбезия», «Пираты: Банда неудачников» и «Зарафа», которую могли посмотреть московские зрители на «Большом фестивале мультфильмов». Из интересных, но пока недоступных мультфильмов первым стоит назвать «Автобиографию лжеца» — мультфильм про Грэма Чепмена (покойного участника группы «Монти Пайтон»), который буквально на днях вышел в США и Англии.

Можно обратить внимание и на «Кота раввина», год назад получившего приз зрительских симпатий на фестивале в Аннеси. У этого фильма и хороший дизайн, и забавная история — здесь речь про говорящего кота, который влюблен в дочь раввина, и чтобы добиться ее руки, готов плести самые сложные интриги и совершать самые необычайные действия, например, отправиться в пустыню искать племя черных евреев, не знающих предрассудков и готовых совершить над котом обряд бар-мицвы.

В короткометражной категории у России больше шансов, чем с большими мультфильмами. Так в этом году список пятидесяти семи включал целых два русских имени: Дмитрий Геллер и Сергей Кушнеров. Впрочем, оба режиссера создавали свои фильмы не в России: «Я видел, как мыши кота хоронили» был сделан в Китае, а «Гибрид-союз» — в Америке. В десятку не попал ни тот, ни другой. Что жаль, конечно. Однако в лонг-листе «Оскара» все равно много интересных фильмов. Итак.

1. Адам и собака (Adam and Dog, dir. Minkyu Lee), США

Фильм уже, кстати, получил другую престижную американскую премию — Annie Award. Сделал его — художник с Disney, занимающийся на студии визуальным девелопментом. Свое авторское кино он сделал вполне в «диснеевском» духе — с прекрасной картинкой, яркими персонажами, хорошими гэгами и запоминающейся историей. Речь в фильме идет о первом человеке и первой собаке.

2. Горючий (Combustible, dir. Katsuhiro Otomo), Япония

Эта короткометражка, несмотря на скромную длину, — масштабное орнаментальное полотно с историческими нюансами и элементами человеческой драмы. Еще бы, ведь сделал ее один из самых известных японских режиссеров — автор «Акиры», «Метрополиса» и «Стимбоя» Кацухиро Отомо. В «Горючем» показан период Эдо (а точнее, 19 в.) и рассказана история сокрушительного пожара, который случился в городе, выстроенном из дерева и бумаги. В дизайне и литературном стиле фильм воскрешает искусство эпохи Эдо — гравюру на дереве, сказки того времени, спектакли театров Кабуки и Бунраку.

3. Дриппинг (Dripped, dir. Leo Verrier), Франция

Яркий и забавный французский мультик сделан в компьютерной технологии и рассказывает о невероятной любви к искусству. Его главный герой испытывает непреодолимый художественный голод: он в буквальном смысле питается шедеврами, и чтобы не умереть от истощения, вынужден воровать их из музеев. Однако власти не дремлют, однажды, зажатый в угол, герой не может больше выходить на дело. При чем же здесь дриппинг, спросите вы? А этого я не скажу: если не на фестивальных показах, то уж в Интернете вы точно сможете его посмотреть рано или поздно, и мне бы не хотелось портить это удовольствие.

4. Олень иглмэна (Eagleman Stag, dir. Mikey Please), Великобритания

На этот фильм наверняка уже натыкались поклонники авторской анимации и завсегдатаи анимационных показов. Уж в Москве он точно показывался много раз и даже крутился нон-стоп во время прошлогодней выставки Linoleum’a в галерее на Солянке. Сию короткометражку сделал студент знаменитого британского Royal College of Art из какой-то секретной специальной пены, похожей на поролон. Речь о человеке, который пытается понять тайну времени. Интеллектуальное такое черно-белое кино. На любителя.

5. Падение дома Ашеров (The Fall of the House of Usher, dir. Raul Garcia), США, Франция и др.

Как и следует из названия, фильм этот — экранизация известного рассказа Эдгара Аллана По. Режиссер мультфильма Рауль Гарсиа — много лет работал на студии Disney аниматором, в частности, на таких проектах, как «Король лев», «Аладдин», «Фантазия 2000». «Падение дома Ашеров» — это уже вторая его экранизация По. Несколько лет назад его же мультфильм «Сердце-обличитель» (эстетически связанный с классической мульт-экранизацией данного рассказа, созданной студией UPA в 1960-х) завоевал что-то около 25 фестивальных наград.

6. Свежий Гуакомоле (Fresh Guacamole, dir. PES), США

PES — один из самых любимых режиссеров фестивальной публики. А любят его за то, что фильмы он делает очень короткие, и в них весьма остроумно играет с объектной анимацией. Его визитной карточкой стала короткометражка «Секс на крыше», в которой два стула занимаются любовью. Вроде бы и пустячок, но очень уж остроумно придумано. Примерно то же можно сказать и о «Свежем гуакомоле», в котором руки невидимого человека готовят знаменитую мексиканскую пасту из самых неподходящих вроде бы предметов, так за авокадо выступает, например, граната.

7. Вверх ногами (Head over Heels, Timothy Reckart), Великобритания

Пожалуй, самый незамысловатый фильм из «Оскаровского» списка нынешнего года. Ну да что взять со студента? «Вверх ногами» — это славная философская история про двух супругов, между которыми однажды установились такие отношения, будто они совершенно чужие люди. Для рассказа об этой ситуации автор находит яркую и запоминающуюся метафору: в его маленьком летающем доме один из супругов ходит по полу, а другой по потолку. И не так уж просто понять, кто на верном месте. А главное — как можно в такой ситуации вновь наладить взаимопонимание.

8. В детском саду (Maggie Simpson in The Longest Daycare, dir. David Silverman), США

Эту короткометражку непременно нужно смотреть всем ненавистникам «Симпсонов». Возможно, трогательная малышка Мэгги Симпсон примирит их с нелюбимым брендом. В общем, девочку оставили в детском саду. Прямо скажем, в каком-то адском детском саду. А еще этот ужасный сокамерник, который лупит молотком по бабочкам… Ну, а сама Мэгги-то оказывается такой трогательной и нежной. С ней и весь фильм тоже. Одним словом, неплохие эти Симпсоны ребята, если к ним внимательнее присмотреться.

9. Бумажный роман (Paperman, dir. John Kahrs), США

Уже дважды название студии Disney звучало в этом списке, однако не в качестве производителя короткометражки, а в качестве кузницы кадров. Ну, а «Бумажный роман» — это натурально короткометражка Disney. И ее видели все, кто посмотрел в кино «Ральфа»: по славной традиции Pixar студия тоже теперь показывает короткометражки перед своими полными метрами. Тем, кто все же не видел, расскажу, что «Бумажный роман» — это смешное, изящное, трогательное кино про юношу-клерка, который пытается не упустить прекрасную незнакомку — и для этого посылает в окно соседнего здания бумажные самолетики. Фильм почти черно-белый, но очень милый и увлекательный.

10. Трамвай (Tram, dir. Michaela Pavlatova), Франция/Чешская республика

Гран-призер фестиваля в Аннеси «Трамвай» Михаэлы Павлатовой рассказывает про эротические грезы водительницы трамвая. Михаэла, которая давеча как раз приезжала в Москву на «Большой фестиваль мультфильмов», говорит, что к короткометражке этой люди относятся очень неоднозначно. Многие считают ее вульгарной. Ну а кто-то — приходит в восторг. Лично на мой вкус — фильм чудесный. А поскольку он является частью большого проекта про женские сексуальные фантазии, то я с нетерпением жду увидеть остальные части (хотя и не знаю, когда они появятся).

Теперь эту невероятно длинную колонку надо бы завершить каким-нибудь коротким, но броским аналитическим пассажем… однако сделать это непросто. Как проявление коллективного бессознательного (или сознательного) списки «Оскара» с трудом поддаются анализу и обычно представляют собой бессистемную мешанину из всего разного, отнюдь не всегда самого лучшего.

Впрочем, в этом конкретном листе есть забавная деталь, которую американские журналисты уже обозначили яркими заголовками «Дисней против Симпсонов» и «Неужели Симпсоны наконец получат «Оскар»?» И впрямь, судя по присутствию «Симпсонов» и «Трамвая» в «Оскаровском» лонг-листе, академики в очередной раз пересматривают концепцию короткометражной секции. Они это делают примерно раз в 10 лет. Возможно, теперь от любви к концептуальным пространством они переходят на простые человеческие чувства. Было бы забавно, если б «Трамвай» получил «Оскара». Неужто это возможно?

Мария Терещенко