Подведены итоги фестиваля КРОК 2013

2003_02

Русско-украинский анимационный фестиваль проходил в этом году на борту теплохода «Зірка Дніпра» и успел проделать путь от Одессы до Киева и распределить награды среди лучших мультипликационных фильмов этого года.

Участвовавшие в конкурсной программе фестиваля мультфильмы были тщательно отобраны, многих из них уже отметили на других анимационных смотрах и полюбили зрители. В списке КРОКа и имена признанных мэтров, выхода новых авторских работ которых ждут ценители искусства, и лучшие русские мультфильмы прошлого года, интересные как для детей, так и для взрослых, и новые имена начинающих, но уже утвердившихся в профессиональных кругах режиссеров. Призы вручаются в разных категориях в зависимости от продолжительности фильма.

Гран-при

Главную награду фестиваля получила короткометражка «Дикий» американского режиссера Даниэля Соусы. Это одновременно стильное по изображению и знакомое зрителю по повествованию кино про мальчика-маугли, найденного в лесу. Компьютерный рисунок, созданный режиссером, смотрится впечатляюще и очень живописно. С помощью элегантных и абстрактных зарисовок создается вроде история с типичным сюжетом о брошенном ребенке, но то, как она показана, делает её еще поэтичнее и трогательней. Именно красота и выразительность фильма уже не раз стали причиной его номинаций и побед на анимационных фестивалях.

Признанные мастера

В отобранной в этом году КРОКом программе интересны не только победители. Здесь были представлены новые работы многих уже прославившихся в фестивальных анимационных кругах режиссеров. Это и непохожие канадцы Теодор Ушев и Крис Ландрет, и создавший свой неповторимый стиль Пол Дриссен, и всегда оптимистичный Билл Плимптон, и Жорж Швицгебель со своей живописью в движении, и часто рассуждающая на темы взаимоотношений Михаэла Павлатова. Кстати, именно её эротический фильм «Трамвай» получил специальный приз от жюри за «трамвай-желание».

Это не умаляет заслуги других неотмеченных режиссеров, снявших действительно интересное кино. Новый фильм Билла Плимптона — «Пьяный как боров» иллюстрирует стихотворение о пропойце ковбое. Комедийный «Пароль к подсознанию» Криса Ландрета развивает идеи психореализма и приоткрывает зрителям подсознание своего создателя. Абстрактная «Глория Виктория» Теодора Ушева — это кубическая стилизация на музыку Седьмой симфонии Шостаковича, ставшая примером синтеза искусств. Режиссеры авторской анимации верны самим себе и своему стилю, но по-прежнему интересны и способны удивить зрителя.

Русская анимация

Радует и качество и разнообразие представленных на фестивале отечественных мультфильмов. Со свойственной им инфантильностью и лирическими интонациями, они больше ориентированы на детей, к примеру, «Бессмертный» Михаила Алдашина, «Сказ хотанского ковра» Наталии Березовой или «Заснеженный всадник» Алексея Туркуса. Это трогательное и качественное кино, которое будет интересно как детям, так и взрослым. Но есть и еще более интересные исключения. Это работа «Гость на коне» Саши Свирского — абстракция на музыку Аукцыона, выделяющаяся не только отсутствием повествования, но и особенным стилем, отличным от всего остального, вроде бы следующей традиции абстрактной музыкальной анимации, но при этом во многом уникальная.

Ну и конечно же, стоит упомянуть отмеченные жюри работы: утонченный фильм Дмитрия Геллера «Я видел как мыши кота хоронили» на сюжет, присутствующий в мифах разных стран; сделанный из чая «Чинти» Наталии Мирзоян про муравья, строящего свой Тадж-Махал; заслуживший зрительскую любовь «Моя мама-самолет» Юлии Ароновой, молодой художницы, уже снявшей несколько прекрасных работ. Именно она получила второй по значимости приз за этот жизнерадостный и милый фильм.

Эксперименты

Среди этого мультипликационного разнообразия можно выделить фильмы, которые сделаны из неожиданных материалов, чем и запоминаются зрителю. Несколько необычных работ предметной анимации выделяются из конкурсной программы.

Это номинированный на Оскар мультфильм «Свежий гуакамоле», в котором режиссер PES играет со зрителем, подменяя одни предметы другими схожими. Кулинарный соус готовится из гранаты, бильярдного шара, фишек и кубиков, что выглядит и неожиданно, и органично. Похожий стиль у итальянского фильма «Потаенная слеза», где на кухне готовящаяся рыба исполняет арию из Доницетти.

Используемая этими аниматорами стоп-моушн техника позволяет оживить неожиданные предметы с максимальной реалистичностью, что для неискушенного зрителя почти что игровое кино, только без людей. Но еще необычнее смотрится фильм в технике пиксиляции «Люминарис», где покадрово сняты живые актеры для анимационного эксперимента.

Все награды

В категории «Фильмы продолжительностью до 5 минут»:

  • Диплом «За трагикомедию в 3D» фильму «Джи. Смерть «пролетает», режиссер Дмитрий Волошин (Молдова)
  • Диплом «За изящество стиля» фильму «Турне хора», режиссер Эдмундс Янсонс (Латвия)
  • Диплом за дебют фильму «Другая перспектива», режиссер Крис О’Хара (Ирландия)
  • Приз в категории фильму «Я видел, как мыши кота хоронили», режиссер Дмитрий Геллер (Россия, Китай)


В категории «Фильмы продолжительностью от 5 до 10 минут»:

  • Диплом «За пристальное внимание к сокровенному» фильму «Обнажение», режиссер Пол Буш (Великобритания)
  • Диплом «За создание собственного Тадж-Махала» фильму «Чинти», режиссер Наталья Мирзоян (Россия)
  • Приз в категории — фильму «Граница», режиссер Дастин Рис (Швейцария).


В категории «Фильмы продолжительностью от 10 до 50 минут»:

  • Диплом «За оригинальность прочтения классического детектива» фильму «Шерлок Холмс и черные человечки», режиссер Александр Бубнов (Украина)
  • Диплом «За артистизм и легкость в воплощении мрачной темы» фильму «На посошок», режиссер Ландер Кеуппенс (Бельгия)
  • Приз в категории — фильму «Мать и сын», режиссер Андрей Ушаков (Россия).

В категории «Фильмы для детей»:

  • Диплом «За нескучное просветительство» фильму «Сказки старого пианино. Бах», режиссер Елена Петкевич (Россия, Беларусь)
  • Приз в категории и 4 000 $ – фильму «Морозко», режиссер Юрий Черенков (Франция).


В категории «Прикладная и заказная анимация (образовательный фильм, музыкальный клип, реклама, ТВ-заставка, эпизод сериала)»:

  • Диплом «За ироничный взгляд на современное искусство» анимационному ролику «Реклама музея Эрарта», режиссер Дмитрий Высоцкий (Россия)
  • Диплом «За лучшее воплощение песни «Как служил же я у пана» фильму «Как служил же я у пана», режиссер Михаил Тумеля (Беларусь)
  • Приз в категории фильму «Форма», режиссеры Катажина Киек, Пшемыслав Адамский (Польша, Япония)

Главные победители

  • Специальный приз жюри «За выразительность киноязыка» фильму «Лапчатоногиум», режиссер Жереми Клапен (Франция)
  • Специальный приз жюри «За трамвай «Желание» фильму «Трамвай», режиссер Михаэла Павлатова (Франция, Чехия)
  • Специальный приз жюри «За первый профессиональный фильм» и 5000$ фильму «До Сантьяго», режиссер Мауро Карраро (Швейцария)
  • Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» — «За высший пилотаж» и 8 000$ фильму «Моя мама — самолет», режиссер Юлия Аронова (Россия)
  • Гран При и 10 000$ фильму «Дикий», режиссер Дэниэл Соуса (США).