Режиссеры » Братья Куай

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

Близнецы братья Стивен и Тимоти Куай родились неподалеку от Филадельфии в Норристауне (штат Пенсильвания). Изучив кино и книжную графику в Филадельфийском колледже искусств, они затем получили степень магистров в Лондоне — в Королевском колледже, где продолжили изучение этих дисциплин и сняли три короткометражных анимационных фильма. Вернувшись в Америку, близнецы попытались зарабатывать на жизнь книжной иллюстрацией, хотя с экономической точки зрения времена были тяжелые. Стивен и Тимоти испытывали все большее разочарование в двухмерном мире рисунка и мало-помалу пришли к мысли о воссоздании в миниатюре (в манере коробочек Джозефа Корнелла) трехмерных миров с использованием кукол и предметов с помощью кинематографической анимации.

В 1978 году братья Куай получили грант Национального фонда содействия искусствам, после чего совершили путешествовие по Англии, Бельгии и Голландии, изучая искусство кукольного театра. Их бывший коллега по Королевскому колледжу искусств Кит Гриффитс работал в это время заместителем начальника отдела производства Британского киноинститута и, когда они были в Лондоне, предложил им подать заявку на финансирование съемок «экспериментального» фильма. Они тут же написали сценарий короткометражной кукольной картины и уехали в Голландию. Несколько месяцев спустя режиссеры получили телеграмму, в которой говорилось, что они получили грант Британского киноинститута.

Братья Куай вернулись в Лондон «подобно Джеймсу Джойсу», который, приехав в Париж, планировал остаться только на две недели, а вместо этого прожил там 25 лет.

«В нашем случае мы планировали остаться всего на 9 месяцев, чтобы снять фильм, но тоже в итоге задержались здесь почти на 25 лет. За нашим первым фильмом последовал второй, затем третий и четвертый и т. д.».

На этот раз вместе с продюсером Китом Гриффитсом они организовали маленькую кинокомпанию Koninck и в последующие 24 года создали множество разнообразных кукольных фильмов.

Недавно по заказу Channel Four для серии фильмов о танце под названием «Хореографы и кинорежиссеры» они сняли картину «Дуэт» — 18-минутный балет Уилла Таккетта из Королевского балета. Для проекта BBC «Звук и изображения» они сделали фильм «В отсутствие», для которого написал музыку Карлхайнц Штокхаузен. Они продолжили сотрудничество с хореографом Уиллом Таккеттом в 40-минутном фильме по рассказу Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек».

Мир фильмов братьев Куай отличается неповторимой таинственной атмосферой, которая однако вобрала в себя множество внешний влияний, начиная с польских аниматоров Валериана Боровчика и Яна Леницы и продолжая писателями Францом Кафкой, Бруно Шульцом, Роберт Вальзером, Мишелем де Гельдеродом, кукольной техникой пионера анимации Владислава Старевича или композиторов Яначека и Стравинского. Однако особого упоминания в первую очередь должен удостаиваться знаменитый чешский аниматор Ян Шванкмайер, в честь которого даже сделан один из фильмов Стивена и Тимоти — «Кабинет Яна Шванкмайера». Влияние этого режиссера прослеживается почти во всех фильмах близнецов с 1983 года, однако к тому моменту у них был полностью сформирован свой уникальный стиль.

В большинстве их фильмов присутствуют куклы, всегда частично разобранные и сломанные, находящиеся в темной, настроенческой атмосфере. Возможно самая известная их работа — «Улица крокодилов», снятая по одноименному роману польского автора и художника Бруно Шульца. Этот короткометражный фильм был выбран режиссером Терри Гильямом в десятку лучших анимационных работ всех времен, также как и критиком Джонатаном Ромни.

Мифологические акценты «Улицы крокодилов», как и большинства других фильмов Куаев, вызывают в воображении мир отклонений, существующих только за фасадом повседневной реальности, где миф и патология переплетаются. Бракованные и обветшалые куклы, собранные из разных частей и объектов подобно чудовищу Франкенштейна: стеклянных кукольных глаз, ржавых винтов, пыли, клока волос, металлической стружки, булавок и прочих осколков — становятся причастны к таинству жизни во время процесса мало чем отличающегося от алхимии — процесса создания кинематографической стоп-моушн анимации.

За небольшим исключением фильмы близнецов лишены значимых диалогов, а в целом лишены разговоров вообще, а к примеру, в короткометражке «Расческа из музея сна» содержится фоновая невнятная многоязычная речь, которая и не должна быть понята, однако усиливает атмосферу бреда. Поэтому фильмы очень зависят от выбранной музыки, многие композиции которой были специально написаны для братьев Куай польским композитором Лешеком Янковским.

Помимо кино Куаи также работают как оформители драматических, оперных и балетных спектаклей в Лондоне и Европе. Они оформляли лондонские постановки оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Мещанина во дворянстве Мольера», «Стульев Ионеско» и др. Снимались в фильме Питера Гринуэя «Падения» (1980). Делали клип для Питера Гэбриэла, видео для рок-группы His Name Is Alive, эпизод для фильма Джули Теймор «Фрида», работали с Томом Уэйтсом и др.



Фотографии братьев Куай


[nggallery id=2]

Основные работы

Техника

Награды

Наверх