Режиссеры » Петр Думала

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

Петр Думала – один из тех выдающихся режиссеров анимации, что сами создают для себя рабочие инструменты и придумывают собственные техники. Специализацией Думалы стала анимация образов, нарисованных на гипсовых плитах, к чему он пришел еще во время учебы на факультете консервации Академии изящных искусств в Варшаве, где занимался консервацией камня.

Работая в этой технике, художник создал свои главные фильмы: «Кроткая» (1985) по Достоевскому, «Стены» (1987), «Франц Кафка» (1991), а также «Преступление и наказание» (2000) – естественно, тоже по Достоевскому. Эти ленты представляют темное, фрейдовское видение мира, в котором из душ героев выходят на свет различные кошмары. Однако в творчестве Думалы есть и другое направление – ироническое, шутливое, порой окрашенное черным юмором. К этой группе относятся такие работы, как «Черная шапочка» (1983), «Беспокойная жизнь Вселенной» (1986) и «Доктор Характер» (2010).

В драматургии фильмов Думалы участвуют музыка и естественные звуки, диалоги отсутствуют — поэтика, вероятно, вдохновленная немым кино, в частности творчеством братьев Люмьер. Думала использует в своих фильмах оригинальную авторскую технику «оживления» образов, помогающую воспроизвести стилистику сновидения. Она требует огромных затрат отшельнического, уединенного труда. Многие сравнивают его с монахом, кропотливо переписывающим старые священные книги. Для появления нескольких кадров фильма, длящихся несколько секунд, художнику требуется много часов беспрерывного «выцарапыванья». В день рождается одна секунда фильма.Такая филигранная техника позволяет придать рисунку мягкость, а каждое движение действующего лица оставляет как бы отпечаток на гипсовой поверхности, благодаря чему даже шевеление пальцем или бег часовой стрелки становятся необычайно плавными.

Характерная примета всех без исключения фильмов Петра Думалы — сгущение сверхъестественных, иррациональных происшествий, атмосферных феноменов, непредвиденных действий главных героев. Фабулу и действующих лиц окутывает аура необычайности и тайны. События не вытекают одно из другого, нарушены логика и плавное течение повествования. Зритель чувствует себя погруженным в сон, полный символов и недомолвок.

Петр Думала — творец исключительный, создавший неповторимую авторскую поэтику и стиль. Сам он не раз признавался в том, что в процессе творения, оживления своих фантазий чувствует себя чародеем. С одной стороны, во всей полноте ощущающим красоту мира, с другой — свидетельствующим об окружающем нас зле.

Фильмы Думалы — это территория мифов и универсальных смыслов, сродни появляющимся в снах. Самое главное для него, по его словам, — воображение и отрыв от реальности. Его стихия — мрак, ночь, тени. Мир этого художника — это мир ребенка, изумленного многообразием и необычайностью сущего.

С недавнего времени Думала начал выходить за пределы традиционных кинематографических приемов в сторону так называемого «расширенного кино». В 2009 году на фестивале «Эра. Новые Горизонты» во Вроцлаве он продемонстрировал специально предназначенный для проекции на стене здания суперпанорамный фильм «Борьба, Любовь и Работа», где, используя и множа мотивы, известные по живописи и пропагандистскому искусству, создал гипнотический анимационный балет на музыку Александра Баланеску.

Совершенно новое лицо Думалы открывает его первый полнометражный актерский фильм «Лес». Это произведение неспешное, созерцательное, визуально скупое (черно-белые съемки), эстетское. Режиссер подводит в нем итог своим отношениям с отцом.

Оригинальное творчество Петра Думалы принесло ему множество международных наград и неоспоримую позицию в мире анимации.

Основные работы

Ликантропия / Lykantropia (1981)
Черная шапочка / Czarny kapturek (1983)
Летящие волосы / Latajace wlosy (1984)
Кроткая / Lagodna (1985)
Беспокойная жизнь Вселенной / Nerwowe Zycie Kosmosu (1986)
Стены / Sciany (1987)
Свобода ноги / Wolnosc nogi (1988)
Франц Кафка / Franz Kafka (1991)
Преступление и наказание / Zbrodnia i Kara (2000)

Техника

Награды

Наверх