Режиссеры » Михаэла Павлатова

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

В Чехии словно и не принято заниматься «веселой» анимацией. Имена, обуславливающие восприятие чешской мультипликации, — Ян Шванкмайер, Иржи Трнка, Гермина Тырлова, Карел Земан — в последнюю очередь ассоциируются с развлекательными мультфильмами. Однако самореализоваться в другом оптимистичном направлении чешской анимации, применить старые приемы, добавив в них собственного неповторимого стиля, иногда получается.

Творчество Михаэлы Павлатовой — идеальный пример того, как может быть решен этот вопрос. Вся ее техника построена на компиляции: с миру по нитке, с Шванкмайера — идеи вечного возвращения (без фатализма и ужаса перед бытием, но с легкой грустью и даже каким-то подобием улыбки), от Прийта Пярна — наивное изображение объекта, словно художник впервые взял в руки кисть, от Трнки (или от того же Шванкмайера) — работа с устойчивыми языковыми конструкциями, спекуляция на идиомах.

Впрочем, будь весь метод Павлатовой построен исключительно на удачном комбинировании чужих приемов, речь бы о ней вообще не шла. Платформой всему в ее работах служит бесконечная женственность и самоирония. Павлатова, даже доказывая теорему Геделя, говорит «я — женщина», без вызова, сама посмеиваясь над этим акустическим эффектом. Это проявляется, безусловно, в выборе тем, но главное — в угле зрения, неизбежно гендерно маркированном. Тематика фильмов Павлатовой касается не только женственности и эротизма, но и уходит в область бессознательного. Неповторима и изобразительная метафоричность режиссера, способность подобрать типичным аспектам человеческих взаимоотношений яркий и запоминающийся визуальный образ.

Возможно отсюда же (хотя вряд ли этот параметр гендерно обусловлен, скорее уж — поколенчески) — позитивный взгляд на происходящее вокруг, где безответная любовь официанта к дурочке-посетительнице кафе не становится трагедией даже для самого официанта. В результате зрителю предлагается увидеть своими глазами, чтобы случилось с Шванкмайером, если бы он перестал бояться.

Основные работы

  • Этюд из альбома / Etuda z alba (1987)
  • Кроссворд / The Crossword Puzzle (1989)
  • Слова, слова, слова… / Reci, Reci, Reci… (1991)
  • Повторение / Repete (1995)
  • Трамвай / Tram (2012)

Техника

  • Рисованная анимация

Награды

Наверх