Режиссеры » Лотте Райнигер

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

Строгий профиль: Лотте Райнигер и искусство ограничения

Возможно, все дело в безграничных возможностях – чтобы не поддаваться соблазну, мультипликаторы чаще других выбирают путь строгой художественной аскетики. Они нередко отказываются от использования цвета, обходятся без текста и не устают придумывать все новые ограничители.

Пожалуй, самый суровый устав выбрала в 1920-х годах немка Лотте Райнигер – изобретательница силуэтного кино и создательница первого полнометражного анимационного фильма. Силуэты были коньком Райнигер. Она не только умела создать невероятной изысканности картинку со сложными узорами, завитками и орнаментами, но и передать через силуэт сущность персонажа. Методом характеристики становятся узнаваемый профиль, выразительная поза, своеобразная пластика – через них передаются все тонкости настроений и переживаний героев.

[singlepic id=56 w=320 h=240 float=left]За свою длинную жизнь Лотте сделала огромное количество короткометражек. В общей сложности ее фильмография насчитывает около 70 пунктов. Но самым известным фильмом Райнигер так и осталась ее ранняя полнометражная картина – «Приключения принца Ахмеда», изысканное попурри из сказок «Тысяча и одной ночи». С 1923 по 1926 год Лотте и несколько ее соратников на самодельном станке снимали эту ленту продолжительностью более часа. Буквально не разгибая спины — съемочная площадка находилась низко, и Лотте, стоя на коленях, двигала из кадра в кадр бумажные фигурки храбрых принцев, прекрасных принцесс, злых волшебников, джиннов и мифологических чудищ. В процессе работы сюжет обрастал все новыми подробностями и деталями. Задники наполнялись теневыми пейзажами и архитектурными красотами, появлялись многофигурные композиции, действие становилось все более бурным и динамичным.

Картина была показана всего несколько раз, а во время войны негативы пропали. В 1954 году фильм с большими потерями был восстановлен по сохранившимся позитивам и на протяжении почти полувека существовал в весьма несовершенном виде – в частности, жил под чужую музыку. Только несколько лет назад по случаю 100-летия Райнигер была создана улучшенная копия. Отреставрированной ленте вернули и оригинальное звучание – замечательную музыку Вольфганга Целлера, написанную специально для «Принца Ахмеда» и исполнявшуюся вживую во время немногочисленных просмотров. Отчасти из-за таких технических проблем Райнигер долгое время оставалась скорее строчкой в учебнике, чем действительно знаменитым мастером. Строчкой, отмечавшей появление полнометражной анимации. Между тем, «Принц Ахмед» — это не просто некий рекорд, а наполненный волшебной атмосферой фильм с очаровательным юмором, нежнейшей лирикой, отчаянными и динамичными батальными сценами. И, плюс к этому — потрясающей красоты силуэтный рисунок и колорит арабских сказок.

[singlepic id=59 w=320 h=240 float=right]В середине 20-х годов хватило и нескольких сеансов, чтобы публика успела оценить картину, назвать Лотте великим художником и создательницей нового направления. Успех привел в дом Райнигер знаменитых людей, в том числе, Бертольда Брехта, однако не принес финансового благополучия, поэтому многие из выдающихся замыслов не были реализованы – например, «Трехгрошовая опера» так и осталась в виде книги силуэтных картинок.

Впрочем, за взрослые сюжеты Лотте бралась редко, предпочитая им сказки. Их она поставила множество. «Спящая красавица», «Золушка», «Храбрый портняжка», «Ганс и Гретель», «Джек и бобовый стебель», «Кот в сапогах», «Кузнечик и муравей». Однако и детским фильмам Лотте тоже не слишком повезло. Многие из них делались по заказу канала BBC, но вскоре телевидение стало отдавать предпочтение более красочным картинам, и сказки Райнигер пропали с экранов. Шикарные, ажурные фильмы со смешными героями и прекрасным сценарием были абсолютно забыты. Хотя не совсем. В частности, современный французский режиссер Мишель Оцелот, большой поклонник Райнигер, снял силуэтный фильм «Принцы и принцессы».

Под конец жизни Лотте уже не делала фильмы. Ее последнее кино получилось почти случайно. Приехав на выставку в свою честь, она демонстрировала на собственном станке, уже принадлежащем музею, свое искусство: правая рука неподвижно держит ножницы, а левая — с невероятной скоростью вертит плотную бумагу. Так за несколько дней возник маленький фильм «Времена года».

Из статьи Марии Терещенко «Пять столпов авторской анимации»

Основные работы

Техника

Награды

Наверх