Режиссеры » Иржи Трнка

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

Люди, которые играют в куклы: Иржи Трнка и недетские сказки

Странно, и тем не менее, анимация уже давно получила статус искусства для детей – по крайней мере студийная, зрительская анимация. Это представление стало меняться только в последние годы, когда западный рынок заполнился японским аниме, предназначенным для всех возрастных категорий. На самом же деле анимация никогда не была детским искусством. Даже сказки зачастую делались взрослыми для взрослых, как «Ежик в тумане» или «Цапля и журавль» Юрия Норштейна. Как «Фантазия» Диснея. Как «Кошмар перед Рожеством» Тима Бартона.

[singlepic id=68 w=320 h=240 float=left]Главная звезда чешской анимации – Иржи Трнка – даже не пытался делать вид, будто он снимает свое кино для детей. Его долгое время возвеличивали на Западе как борца за свободу и противника коммунистического режима. В итоге его визитной карточкой стал последний фильм — «Рука» (1965), где речь идет о художнике, пытающемся противостоять власти. К маленькому смешному гончару приходит большая настоящая рука и приказывает, чтобы тот отныне лепил только ее изображения. Гончар сопротивляется, и рука превращает его жизнь в настоящий ад. Этот фильм получил четвертое место в сотне лучших анимационных фильмов, выбранной на Первой Олимпиаде искусств, проходившей в 1984 году в Лос-Анджелесе в рамках XXIII Олимпийских игр (кстати первое место в этом списке занимает «Сказка сказок» Юрия Норштейна). Такой славе способствовала и биография самого Трнки, которая во многом повторила историю его героя, замученного Рукой, а затем удостоенного почетных похорон. Таковые пришлись и на долю мастера, который всю жизнь сталкивался с цензурными запретами, а в 1969 году был почетно препровожден своим государством в последний путь. Впрочем, несколько месяцев спустя Трнка все равно будет вычеркнут из списка национальных художников, а фильм «Рука» окажется на полке, где пролежит долгие 20 лет.

Для самого Трнки главным фильмом жизни был «Сон в летнюю ночь», который делался четыре года и не имел ни малейшего успеха. Соотечественники Трнки критиковали фильм за то, что он был далек от рабочего класса, будучи образцом l’art pour l’art (искусство ради искусства). Да и зрители Каннского фестиваля, где фильм был представлен в 1959 году, ожидали, видимо, чего-то более злободневного. Между тем. в «Сне» Трнка совершил прорыв, который оценили только десятилетия спустя – он изменил саму природу кукольного кино, научив материю хрупкости и невесомости. Она у него буквально теряет свою вещественность. Его «Сон» почти лишен текста – заставлять кукол разговаривать Трнка считал сущим варварством, — зато наполнен музыкой, утонченной хореографией и поэзией. Великолепные ли декорации тому причиной, искусство оператора или пластика героев, но в фильме нет и намека на привычную для кукольного кино вещность. Хрупкие девушки так романтичны и изящны, лесные духи так нереальны и таинственны, пейзажи так волшебны, что даже шекспировская ирония уходит на второй план, уступая место мягкой лирике.

[singlepic id=67 w=320 h=240 float=right]Этот фильм заметно выделяется на фоне остальных работ Трнки, который в целом предпочитал легкие жанровые картины. Он поставил, например, три короткометражки по «Бравому солдату Швейку» Гашека. Создал пародию на вестерны – «Песня прерий». Экранизировал «Роман с контрабасом» Антона Павловича Чехова. Под стать своим сюжетам делал Трнка и кукол – совершенно не похожих на людей, примитивных, неповоротливых, зачастую лишенных мимических возможностей. Его фильмы рассказывают не столько о людях, а о куклах, которые пытаются вести себя, как люди, а потому нелепы и смешны.

Но в комедиях Трнки, вместе с тем, достаточно лирики. И если главным фильмом чешского режиссера стал «Сон в летнюю ночь», то, пожалуй, лишь потому, что Трнке так и не удалось воплотить свою заветную мечту. Власти запретили ему ставить «Дон Кихота».

Из статьи Марии Терещенко «Пять столпов авторской анимации»

Основные работы

  • Роман с контрабасом / Román s basou (1949)
  • Соловей императора / Cisaruv slavík (1949)
  • Похождения бравого солдата Швейка / Dobrý voják Svejk (1955)
  • Сон в летнюю ночь / Sen noci svatojánské (1959)
  • Кибернетическая бабушка / Kybernetická babicka (1962)
  • Архангел Гавриил и Госпожа Гусыня / Archandel Gabriel a paní Husa (1964)
  • Рука / Ruka (1966)

Техника

кукольная анимация

Награды

Наверх