Режиссеры » Иржи Барта

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды
Иржи Барта

Иржи Барта

Иржи Барту чаще всего воспринимают только в контексте чешской анимационной школы, сравнивая его с другими мастерами и сразу же составляя некую схему сходств и различий стилей. Первого упоминания всегда удостаивается более знаменитый Ян Шванкмайер, ведь сюрреалистичность и абсурдность действительно объединяет этих двух режиссеров. Второе сравнение появляется немного реже: чешский классик Иржи Трнка для многих стал образцом, создав эталоны кукольной анимации, а Барту можно считать продолжателем традиции.

Такие параллели выглядят оправданными: узнав всего лишь несколько фактов из биографии Иржи Барты, мы находим подтверждения этим влияниям и в жизни, ведь мэтр чешской анимации Трнка на многие годы стал наставником более молодого коллеги, когда они работали на пражской студии, а общение с Яном Шванкмайером конечно же дало свои результаты.

Но все же при этом Иржи Барта сумел стать интересным и самобытным режиссером с собственным уникальным стилем, сформированном в этом сплаве влияний, притом не только чешских, ведь вдохновение режиссер черпал у многих авангардных и поэтичных мультипликаторов: от Юрия Норштейна до Прийта Пярна. Результат — уникальность атмосферы его мультфильмов и международное признание на фестивалях, подтвержденное многими наградами.

Иржи БартаЧаще всего анимационные работы чешского режиссера представляют из себя необычный сплав сюрреализма и мистики. Барту привлекают сюжеты и эстетика чем-то похожая на фильмы ужасов: он может рассказывать истории про вампиров или бездушных манекенов, пытающихся жить человеческой жизнью, но все акценты в фильмах расставлены необычно.

К примеру, полнометражный фильм «Крысолов», на первый взгляд, очень стильная адаптация средневековой легенды о дудочнике из Гамельна, имевшей множество литературных адаптаций: от Братьев Гримм и Гете до Брехта и Цветаевой. «Крысолов» Барты невероятно готичен и будто бы по-кафкиански абсурден. Сам же известный сюжет становится способом рассказать о человеческом обществе и его пороках, проводит сюрреалистичную аналогию между крысами и людьми.

Уникальность Барты проявилась не только в его стиле, но и в сложном творческом пути. После падения коммунистического правительства в Чехословакии в девяностые годы Иржи Барта не мог выпустить ни одной работы почти что двадцать лет (с аналогичной ситуацией столкнулся, к примеру, Юрий Норштейн). Все девяностые он пытался найти финансирование для полнометражного художественного фильма «Голем», прекрасного и претенциозного проекта, наполненного свойственным творчеству Барты духом Праги и мистикой. Но в конечном итоге удалось создать только маленький отрывок.

Закончилось все тем, что режиссеру пришлось идти на компромиссы: спустя годы молчания он вернулся с несвойственным ему детским проектом «На чердаке», однако этот полнометражная кукольная сказка сохранила внутри стилистику её создателя.

Основные работы

  • Дискжокей / Diskzokej (1980)
  • Проект / Projekt / The Design (1981)
  • Погибший мир перчаток / Zaniklý svet rukavic (1982)
  • Крысолов/ Krysar (1986)
  • Последняя добыча / Poslední lup (1988)
  • Клуб брошенных / Klub odlozenych (1989)

Техника

  • кукольная анимация
  • рисованная анимация
  • перекладка
  • предметная анимация

Награды

Наверх