Режиссеры » Жером Бульбе

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

Интересно наблюдать за авторами, которые пытаются сплавить западную мысль с душой Востока. Они неизменно переписывают буддизм на западный манер и из последних сил пытаются взгрузить на его верткую ладью свой нажитый багаж. Однако лодка привыкла к другим фарватерам. С трудом она выходит в открытый океан, еле-еле втискивается в проливы, да так и тщится нащупать под ногами дно — западное. В конце концов, и багаж, и сама лодка оказываются на спине у незадачливого морехода, который теперь, как никогда раньше, ощущает под ногами родную землю. Проблемы остаются те же, только к набору игр и словарей прибавилось еще по экземпляру.

Интересно наблюдать за авторами, которые показывают себя самое без путаницы и уверток. Это как если бы мы сравнили Набокова и Берроуза в пользу последнего. Такие созидатели не укутывают в нарративы подставную куклу, а выплетают из них автопортрет. Автор в таком случае видится уже не просто именем на титульной странице, а вполне живым, мыслящим и чувствующим собеседником. Иногда ты слушаешь его со снисходительностью, иногда внимаешь, как пророку, а иногда чешешь макушку, как от удара туфли монаха-дзен.

Жером Бульбе относится как раз к таким авторам — увлечен Востоком и при этом честен. Биография его (Родился в Марокко, учился во Франции, живет между Сеулом и Парижем) не так интересует, как ее развитие. При помощи анимации он создает отдельный мир, который, при этом, остается абсолютно человечным. Если взять и посмотреть все его короткометражки в хронологическом порядке, то где-то к финишу ловишь себя на мысли, что за его метаниями интересно наблюдать не меньше, чем за развитием сюжета в детективе. (Особенно, если в придачу к завершенным лентам можно пролистать блог самого автора — заметки, зарисовки, видео.) И пока движутся титры, думаешь — На что же он, в конце концов, решится? Куда пойдет? Что выберет? Герой, конечно же, идет в тупик, опять выходит, топчется на перекрестке, ты за него болеешь, чуть ли не кричишь — да вот же! Однако автор следует своим путем, что вызывает в нас участие.

«Колодец»

Жером Бульбе - Колодец

Кадр из мультфильма «Колодец»

В киевских кинотеатрах Бульбе известен, прежде всего, по своей первой короткометражке «Колодец» (1999). На протяжении нескольких лет «Колодец» показывали в программе мини-фестивалей, и кто знает, может быть, он все еще где-то у нас мелькает, к примеру — на редких ночах короткого метра? Но жаловаться не приходится, так как лента, не смотря на свою техническую ветхость, все еще остается самым ярким выражением его эстетического кредо — минимализм формы, цвета, звука. Если вы запамятовали сюжет, то он таков — некое фантастическое существо, не то волчонок, не то крысенок, поднимается на белом шаре из глубины колодца со всеми сопутствующими опасностями и соблазнами. Без всяческих сомнений, лента иллюстрирует здесь восточную традицию самопознания, что объясняет и символику белого шара как объекта медитации, частички Будды, заложенной в каждом существе. (В финале мы даже видим монаха, фланирующего на своей собственной белоснежной сфере). Мы следим за этим загадочным персонажем, когда он начинает свой путь из хтонических глубин своего бессознательного: вот он пролетает мимо оскалившихся химер — скрытых инстинктов и желаний; вот вокруг него уже мелькают карнавальные фигурки — на самом деле, — маски, чья суть не что иное, как приукрашенное чудище; вот он поднимается все выше — мимо унылых клеток, где сидят полуслепые пленники своих иллюзий, пока бряцающие цепи, тьма и скрежет не оказываются глубоко внизу. Тогда перед нами, насколько хватает полотна экрана, распахивается мир белоснежной пустоты. Теперь персонаж оказывается перед выбором и делает его в пользу одиночества, ведь следовать своему пути, Дао, он должен без всяческих привязанностей. Свою единственную опору — белый шарик, ему необходимо, в конце концов, оставить.

Мне было ужасно интересно, к чему же придет Бульбе в своих последующих работах. Не могу не отметить своего разочарования — Бульбе завис на стандартной для Запада дихотомии свободы и слияния. Персонаж свободен «от», но не «для». Он находится на распутье, в чистом поле, где не видно ни души, он волен делать, что ему вздумается и именно эта тотальная свобода его и пугает. В его фантастическом мирке, который есть не что иное, как индивидуальное представление автора о мире, бродят всякие подозрительные существа и как же хочется сбежать из этого мира незащищенности и тотального одиночества, освободиться от этой проклятой свободы! Персонаж от этой свободы и сбегает.

«Смерть кита»

Жером Бульбе - Смерть кита

Кадр из мультфильма «Смерть кита»

Так, в «Смерти кита» (2001) героиня растворяется в ките, выброшенном на пустынный берег. Кит вместе с ней постепенно окаменевает, становится воплощением природы и крепостью, в которую врагу уж точно не пробиться. Оптимисты могут помянуть нирвану, но для нирваны слишком уж здесь много потерянности и страха. Так что, «Смерть кита» — это всего лишь тривиальное бегство от угрожающей опасности, слияние с нечто большим, крепким и надежным. Эту историю можно даже сравнить с бегством от опасности библейского Ионы и сокрытия его в чреве кита. Как и с Ионой, у героини здесь случилась та же боязнь мира, активной деятельности в социуме, восприятии его как врага.

«Расканьи»

Жером Бульбе — Расканьи

Кадр из мультфильма «Расканьи»

Следующая короткометражка Бульбе, «Расканьи» (2001) так же не далеко уходит от предыдущей. Разве что теперь главные герои скрываются от опасности в ритуальных плясках и музицировании. Их шатер завис на верхушке скалы, и в то время, как вокруг него собираются хищные монстры, их покой сторожит одинокий воин с палкой, который заранее обречен на поражение. Что мне больше всего нравится именно в «Расканьи», так это музыка: трайбл, джаз — Бульбе увлекается сбором азиатских фольклорных мотивов и это его увлечение как раз вошло в короткометражку. И музыка и персонажи напоминают бьющих в барабаны азиатов из видео, которое Бульбе снял в качестве зарисовки, будучи в Йокогаме, в Японии.

«Появление»

Жером Бульбе - Появление

Кадр из мультфильма «Появление»

Короткометражка «Появление» (2006) знаменует появление свежей ноты и в самом взгляде Бульбе — через пять лет после «Смерти кита» и «Расканьи». Из толщи скалы на открытое пространство выбираются отяжелевшие, грузные каменные блоки — мрачные и грубые. Они заводят танец, в ходе которого они сталкиваются и саморазрушаются, оставляя после себя два маленьких бриллианта. Два этих блестящих мини-блока с любопытством оглядываются по сторонам и ныряют в глубины, из которых только недавно появились их предшественники. Это не что иное, как знаменитое восточное перерождение — полное оптимизма и жажды жизни. Оно получает развитие в следующей его работе — «Маски».

Маски

Жером Бульбе — Маски

Кадр и мультфильма «Маски»

Тема одиночества и выбора в «Масках» (2009) утверждается с не меньшей силой, чем в «Колодце». Мы видим, как в ритуальном кругу, под взглядами безглазых масок, друг напротив друга стоят две большие маски — красная и деревянная (как назвал их сам Бульбе). Подобно японским самураям, они готовятся исполнить ритуальный поединок, и останется в живых, как водится, только один. Бойцы здесь схематичны, — всего лишь свободно вращающиеся прямые палки и круги самих масок-личин, но хореография их движений выписана с таким отточенным минимализмом, обладает такой гармонией и легкостью, что напоминает каллиграфию. Для создания ленты компьютерная графика накладывалась уже на движения танцора — Николаса Владислава, которые были расписаны самим Жеромом. Меня порадовало, что финал на этот раз не скатился в позорное «бегство от своей судьбы», как бы выразился Кришна в Махабхарате. Напротив — мы наблюдаем и слабость, и силу воли, и сомнение, но и принятие окончательного решения, твердость и бескомпромиссность этого восточного «воина духа». Поэтому после «Масок» возникали всякого рода надежды на следующую работу режиссера.

Но что же мы видим в его «Фортунио» (2011)? Вместо, пусть и достаточно фигуративных, самураев, вместо фантастических созданий и размышлений о Дао, мы становимся свидетелями пьяной беседы двух матросов, которые застряли среди японских островов. Перед нами вынужденные скитальцы, которые сами выбрали свою судьбу, — отрезанные от Большой Земли, им к ней теперь никак уж не прибиться. Перед нами горести экспатриантов на фоне иероглифов и мореходных карт. Тоска по молодости и падшим собутыльникам — падавшим в объятия портовых женщин, которые их тихо называли «фортунио», удачливый. Что за разочарование! Может быть, сам Жером Бульбе провел слишком много времени в Корее и Японии, немного разочаровался, лишился кое-каких иллюзий, затосковал по Родине, своей Большой Земле, ощутил культурный шок? Что ж, не беда, западную почву, оказывается, из-под ног не могут выбить даже частые поездки на край света. То самое суденышко давно оказывается на спине, вот только, что же дальше Бульбе с ним будет делать?

Статья «Свобода и одиночество Жерома Бульбе» Ольги Коваленко

Основные работы

Техника

Награды

Наверх