Режиссеры » Ян Леница

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

Ян Леница

Его работы помогли изменить представление об анимации, которая оказалась способна передавать самые сложные философские идеи. Кроме того Ян Леница прославился как талантливый художник-график, сценограф, иллюстратор детских книг, дизайнер почтовых марок, искусствовед и основатель школы польского плаката.

Ян Леница родился в 1928 году в Познани, в семье музыканта и художника-абстракциониста Альфреда Леницы. Сын пошел по стопам отца: сначала Ян В он заканчивает музыкальную школу в Познани, потом поступает на архитектурное отделение Варшавского политехнического университета, а тем временем рисует афиши и иллюстрации, работает в сатирическом журнале «Шпильки».

Изменения в карьере Яна Леницы начались с творческого сотрудничества с режиссером Валерианом Боровчиком в конце пятидесятых. Вместе они сняли свой первый анимационный фильм «Однажды», а затем и многие другие, но возникли проблемы с показом такого экспериментального кино в Польше, поэтому Ян Леница уехал в Париж. В Европе у него появилась возможность преподавать в лучших университетах разных стран: в Гарварде, в в Кассельском университете, в Высшей художественной школе Берлина.

Леница интересовался всеми видами искусства и во многих проявил себя. Он стал заметным анимационным режиссером, одним из лучших художников польской школы плаката, при этом успел создать чудесные сатирические зарисовки, книжные иллюстрации, театральные декорации. Его плакаты, гравюры и рисунки выставляли и в Польше, и за рубежом, а художественная деятельность приносила международное признание и награды.

Леница, Боровчик и анимация

Анимационные эксперименты этих двух режиссеров показали, что анимация может быть искусством, а не только развлечением для детей, как было раньше в Польше. При этом они проигнорировали существующие сложные техники, воспользовавшись самой простой коллажной. Простота материалов использованных в фильмах видна сразу — это обрывки старых фотографий, фрагменты чертежей, цветная бумага. Монтаж также упрощен, насколько это возможно. Но с помощью такой несложной техники они сумели создать смешные и сатирические, сюрреалистично гротескные, абсурдные и пугающие фильмы. Их работы находятся на границе разных видов искусства, пересечении жанров, будто бы раздвигая установленные рамки.

Основные работы

Техника

Награды

Наверх