Режиссеры » Хаяо Миядзаки

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

Икона эпохи: Хаяо Миядзаки

Миядзаки

Ранние годы

Второй из четырёх братьев, Хаяо Миядзаки родился в городке Akebono-cho, части токийского района Bunkyo-ku. Во время Второй мировой войны его отец Катсудзи был директором Miyazaki Airplane — завода по изготовлению боевых самолётов, которым владел дядя Хаяо. Неудивительно, что будущий аниматор в основном был занят рисованием самолётов, а авиация стала одним из его главных увлечений на всю жизнь и прослеживалась лейтмотивом во многих фильмах.

Мать Миядзаки была ненасытной читательницей, постоянно в открытой форме подвергавшей сомнению социальные нормы. Позднее Миядзаки признавал, что свой сомневающийся и скептический ход мыслей перенял именно у неё.

С трёх лет Хаяо и его семья были вынуждены часто переезжать — сначала из-за войны, а потом из-за длительного лечения болезни Потта, которым страдала его мать. Сменив три начальных школы, Миядзаки поступил в Среднюю Школу Омия, во время учёбы в которой он познакомился с творчеством одного из важнейших своих вдохновителей — мангаки (художника манга) Осаму Тезука.

Впоследствии Миядзаки уничтожил почти все свои ранние работы, назвав их примитивным копированием стиля Тезуки. Во время учёбы в Старшей Школе Тойотама молодой Хаяо увидел анимационный фильм «Хякудзядэн» и после сконцентрировал всё своё внимание на анимации, что было волевым решением, ведь он не рисовал почти ничего, кроме самолётов и боевых кораблей, и для профессиональной карьеры аниматора ему было необходимо научиться рисовать человека.

Миядзаки в 1963 году окончил факультет экономики и политики престижного Университета Гакусюин. Во время учёбы он был членом литературного клуба, объясняя свой выбор тем, что «в те времена это было самым близким к клубу любителей манга вариантом». Интересно, что в клубе в основном изучали западные детские книги.

Миядзаки

Начало карьеры мультипликатора

В апреле того же года Хаяо получил работу художника-фазовщика в Toei Animation. Вскоре после вступления на должность, он встал во главе одной из сторон внутреннего трудового конфликта и в течение следующего года уже стал председателем профсоюза. В творческом процессе Миядзаки также проявил принципиальность с самого начала: он лично переписал (и нарисовал) непонравившуюся концовку фильма Gulliver’s Travels Beyond the Moon. К 1968 году Миядзаки стал важной фигурой студии и имел широкий спектр работы: от создания визуальных концептов, дизайна сцен и основной анимации и до роли художника-постановщика. Одновременно все эти роли он выполнял при создании «Принца Севера», важной анимационной работы Исао Такахаты, коллаборация Миядзаки с которым затянется на тридцать лет. В последующие годы Хаяо принимал всё больше участия в создании проектов студии, придумывая идеи и сюжетные куски для ключевых сцен «Кота в сапогах», «Летающего корабля-призрака», «Али-бабы и сорока разбойников» и других.

Миядзаки покинул Toei в 1971-м, следующее десятилетие работая со множеством студий (основные: Mushi Production, Nippon Animation, TMS Entertainment). Работая в паре с Исао Такахатой, он снимает шесть эпизодов первого сезона культового аниме Lupin III, в качестве аниматора работает над World Masterpiece Theater и двумя короткометражками Panda! Go, Panda!

После этого Хаяо и Такахата начинают объёмную подготовку над сериалом-экранизацией «Пеппи Длинныйчулок», но после поездки в Швецию и личной встречи с Астрид Линдгрен проект неожиданно был отменён.

Свой первый полноценный режиссёрский проект — аниме-сериал «Конан — мальчик из будущего» — Миядзаки снимает в 1978-м. Уже в этой экранизации истории Александра Ки можно увидеть общие формы архетипов, идей и образов, которые станут ключевыми в основных работах мастера, в особенности — уникальные дизайны воздушных кораблей.

Прорыв и Студия Ghibli

МиядзакиНельзя сказать, что первая полнометражная работа Миядзаки «Люпен III: Замок Калиостро» прошла незамеченной, но действительно знаменитой и характеризующей мультипликатора работой является экранизация собственной манги «Навсикая из Долины Ветров». Её успех позволил Миядзаки и Такахате в 1985 году основать собственную студию Ghibli («Гибли»). По сей день оставаясь двумя самыми продуктивными режиссёрами студии, за двадцать с лишним лет они во многом создали лицо японской анимации такими картинами, как Grave of the Fireflies, Kiki’s Delivery Service, Pom Poko и «Принцесса Мононокэ».

Миядзаки с чрезмерной дотошностью подходил к процессу, лично проверяя (и если нужно перерисовывая) буквально каждый кадр своих первых фильмов, и очень быстро приобрёл репутацию трудоголика, отрезающего всё, что мешает ему концентрировать своё внимание целиком на работе. Самым показательным примером являются его неровные отношения со своим сыном Горо, которого Хаяо долгое время попросту игнорировал, и чей режиссёрский дебют («Сказания Земноморья») принимал в штыки, говоря что у сына для подобной работы «слишком мало опыта». В самые последние годы отношения между отцом и сыном смягчились, и сейчас о «Сказаниях» Миядзаки говорит вещи вроде «По крайней мере, я вижу, что он делает это с искренностью».

По окончании работы над «Принцессой Мононокэ» в 1997 году Миядзаки публично заявляет, что стал слишком стар для собственного скрупулёзного метода создания анимационных фильмов, и что его как карьера как аниматора на этом заканчивается. Многие восприняли это как окончание его карьеры в анимации в целом, но хоть Миядзаки формально и покинул Ghibli в 1998-м, он планировал написать сценарий и спродюсировать фильм с членом студии Йосифуми Кондо в кресле режиссёра. К несчастью, в том же году Кондо скончался, что в конечном итоге вынудило Миядзаки вернуться в студию Ghibli и начать работу над «Унесёнными призраками». Вдохновлённый дочерью одного из близких друзей, Миядзаки создал фильм, который позволил ему побить сразу несколько мощных рекордов: набрать более 300 миллионов долларов сборов, получить Берлинского «Золотого Медведя» и первым за всю историю японской анимации удостоиться «Оскара» за «Лучшую анимационную картину». Один из самых известных кинокритиков на планете Роджер Эберт после выхода фильма сказал о Миядзаки: «Его фильмы настолько хороши, что они вынуждают тебя пересмотреть собственный подход к анимации».

Миядзаки

Туда, обратно и ещё раз

После «Унесённых» Миядзаки вновь заявил, что больше не будет заниматься режиссурой, и точно так же был вынужден вернуться через несколько лет, когда посреди работы над «Ходячим замком» проект неожиданно покинул режиссёр Мамору Хосода. За свои технические достижения картина была номинирована на «Оскар» и получила награды в Венеции и Сиэтле.

Две следующих полнометражных работы Миядзаки — «Рыбка Поньо на утёсе» и буквально только что показанный на Венецианском фестивале «Ветер крепчает» — продолжают поддерживать экспериментальный тон работ мастера. Концепты «Поньо» Миядзаки сделал акварелью, а большинство сцен фильма были отрисованы исключительно от руки, чтобы более естественно передать живой ритм подводного мира. В «Ветре» аниматор возвращается к любимой теме авиации времён Второй мировой войны. Параллельно с работой над «Ветром» Миядзаки вовлечён в работу над «Сказкой о принцессе Кагуе» — возвращением в профессию после четырнадцатилетнего перерыва Исао Такахаты.

Первого сентября, одновременно с фестивальным дебютом фильма «Ветер крепчает», Хаяо Миядзаки заявил, что уходит на пенсию. Зная его историю, сразу хочется предположить, что как минимум следующие несколько лет проекты студии Ghibli не обойдутся без участия мастера.

Однако всё труднее и труднее игнорировать простой факт, что годы берут своё: 5 января мультипликатору исполнилось 73 года, а спартанская рабочая этика и неистовый ритм уже почти 30 лет без перерыва выматывают его самого так же, как и всех работников студии.

Текст: Фарадж Эфендиев (Lookatme)

Основные работы

Мой сосед Тоторо Мой сосед Тоторо (1988)

Переехав в деревню, две маленькие сестры, старшая (Сацуки) и младшая (Мэй), знакомятся с лесным духом, которого Мэй называет «Тоторо» (искаженное «тролль»). Подружившись с девочками, Тоторо не только устраивает им воздушную экскурсию по своим владениям, но и помогает повидаться с мамой, которая лежит в больнице.

Принцесса МононокэПринцесса Мононокэ (1997)

Юный принц Ашитака, убив вепря, навлек на себя смертельное проклятие. Старая знахарка предсказала ему, что только он сам способен изменить свою судьбу. И отважный воин отправился в опасное путешествие. Так он оказался в загадочной стране, где люди под предводительством злой госпожи Эбоши воевали с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами, каких Ашитака раньше никогда не видел.

Унесённые призракамиУнесённые призраками (2001)

Маленькая Тихиро вместе с мамой и папой переезжают в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и к ужасу девочки превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы, властительницы таинственного мира древних богов и могущественных духов.

Ходячий замок Ходячий замок (2004)

Злая ведьма заточила 18-летнюю Софи в тело старухи. В поисках того, кто поможет ей вернуться к своему облику, Софи знакомится с могущественным волшебником Хаулом и его демоном Кальцифером. Кальцифер должен служить Хаулу по договору, условия которого он не может разглашать. Девушка и демон решают помочь друг другу избавиться от злых чар…

Рыбка Поньо на утёсеРыбка Поньо на утёсе (2008)

Маленькая любопытная рыбка Поньо — дочь колдуна и прекрасной морской богини уплывает из дома, чтобы понаблюдать за жизнью людей. Поньо застревает в банке и оказывается выброшенной на берег. Ее подбирает пятилетний Сооскэ. Малыши привязываются друг к другу. И теперь у Поньо только одно желание — стать человеком!

Ветер крепчает Ветер крепчает (2013)

История начинается со знакомства с десятилетним Дзиро Хорикоси. Он мечтает о небе и хочет стать пилотом. Проходят годы, и Дзиро став авиаконструктором работает над новым самолетом. Ему поручено создать палубный истребитель, так как начало войны — дело времени.

Техника

Награды

Наверх