Режиссеры » Билл Плимптон

  • Общее описание
  • Основные работы
  • Техника
  • Награды

Его карандаш все меняет: поцелуи становятся способом взаимоуничтожения, романтический ужин заканчивается приступом рвоты, добряк Санта-Клаус превращается в фашиста, а охранная собака — в убийцу-параноика… Это Билл Плимптон, и, если при звуке этого имени вы не смеетесь или не корчите гримасы отвращения, значит, вы пропустили целую эпоху.

Родившийся в Портленде, штат Орегон 30 апреля 1946 года в семье Дона (сейчас он — вышедший на пенсию банкир) и Вильды Плимптон, Билл рос вместе с тремя сестрами и двумя братьями. Дети не всегда могли играть на улице из-за высокой влажности. Плимптон считает, что именно дождливый климат Орегона позволил ему развить свое умение рисовать и воображение. В детстве он был членом младшей дружины бойскаутов, и занимался спортом, если позволяли погодные условия. В 1964-м году он закончил городскую среднюю школу Орегона, где он занимался бейсболом, плаванием и посещал занятия кружка искусств. Он поступил в Университет штата Орегон, где редактировал студенческий ежегодник и был членом кино сообщества. Благодаря этому членству он впервые решил попробовать себя в анимации, сняв рекламный ролик для ежегодника. По случайности ежегодник оказался снят к верх ногами, и поэтому оказался бесполезен.

Чтобы не поехать воевать во Вьетнам, Плипмптон отслужил в Национальной гвардии — с 1967 по 1972-й год. В 1968-м году он перебрался в Нью-Йорк, где на протяжении года обучался в Школе визуальных искусств. Укоренившись в Нью-Йорке, Плимптон довольно долгое время проработал иллюстратором и карикатуристом. Между походами на дешевые утренние киносеансы и рассылками своего резюме, он занимался дизайном журналов: Cineaste, Filmmakers Newsletter и Film Society Review. Его иллюстрации украшали страницы таких изданий, как The New York Times, Vogue, House Beautiful, The Village Voice, Screw и Vanity Fair. Его карикатуры появлялись в таких журналах, как Viva, Penthouse, Rolling Stone, National Lampoon и Glamour. В 1975-м году в The Soho Weekly News он начал публиковать политический комикс под названием «Плимптон». К 1981-м году благодаря Universal Press этот комикс одновременно публиковался в двадцати газетах.

[singlepic id=84 w=320 h=240 float=left]Всю жизнь Билла Плимптона интересовала анимация. В возрасте четырнадцати лет он отослал несколько своих рисунков Диснею и предложил им свои услуги аниматора. Ему написали ответ — несмотря на то, что его рисунки были многообещающими, он был слишком молод. Первый свой мультфильм он снял в 1983-м году. Валерия «Android Sister» Василевски попросила Плимптона поработать над клипом, который она снимала на песню Жюля Фейффера «Boomtown.» Конни Д’Антуоно, еще один продюсер фильма, «поддерживала меня на протяжении всего процесса», говорит Плимптон. «Это была великолепная возможность научиться рисовать мультфильмы».

Сразу же после окончания «Boomtown» он занялся своим собственным мультфильмом «Урок рисования №2» /Drawing Lesson # 2/. Из-за суровых погодных условий съемки игровых сцен шли медленно, поэтому Плимптон решил начать другой фильм. На этот раз он связался со старой подругой, с которой играл когда-то в группе «кантри-энд-вестерн» (он играл на педальной стил-гитаре). Морин МакЭлерон, которая возглавляла группу, согласилась написать музыку к «Твоему лицу» /Your Face/. Из соображений бюджета она же ее и исполнила. Ее голос, замедленный для придания большей мужественности, и совмещенный с удивительно искаженным визуальным образом, помог получить фильму номинацию на «Оскар» за лучший анимационный фильм в 1988-м году.

«После этого вдруг все стали мне перезванивать», вспоминает Плимптон. Его работы все чаще стали демонстрироваться на MTV, их показывали на пользовавшихся все большей популярностью передвижных фестивалях анимации. После ряда крайне успешных короткометражных мультфильмов ( «Один из этих дней» /One of Those Days/, «Как целоваться» /How to Kiss/, «25 способов бросить курить» /25 Ways to Quit Smoking/, и «Plymptoons»), он начал думать о том, чтобы снять полнометражный фильм. Его короткометражки получали всевозможные призы, и ему была нужна новая цель. А также, по его словам, «Я хотел снять полнометражный фильм с самого детства».

[singlepic id=83 w=320 h=240 float=right]И по сей день зрители любят и смотрят в первую очередь раннего Плимптона: «Твое лицо», «25 способов бросить курить», «Как целоваться», «Как заниматься любовью с женщиной», «Пуш приходит к Шову», «Секс и насилие». В них наиболее отчетливо проявился фирменный стиль режиссера, где гротескный садизм классической американской анимации 1940—1950-х (Текс Эйвери, «Том и Джерри») удивительным образом рифмуется с деконструкцией и переосмыслением привычных форм в стиле Пикассо и Дали, а также с поп-артом Уорхола (в фильмах 1980—1990-х есть визуальные и даже вербальные цитаты).

Популярны, конечно, и полнометражные фильмы, в которых буйное воображение режиссера увлекало его в безумные фантасмагории. В «Я вышла замуж за странную личность» Плимптон изобразил человека, чьи извращенные фантазии претворяются в реальность; в «Пришельцах-мутантах» — инопланетян, представляющих собой огромные части человеческого тела, а также длинноногих лягушек, летающих рыб и прочих страшных творений генной инженерии. В «Волосах дыбом» он рассказал историю про любовь до и после гроба, в которой двое убитых подростков мстительно возвращаются к своему тирану во время школьного бала… в виде скелетов.

В отличие от большинства своих коллег Плимптон не особенно стремится озвучивать какую-либо философию. Он все делает как бы не вполне серьезно, и публика соответственно не ищет в его мультфильмах потайных смыслов. Но если всмотреться, понятно, что он работает со штампами и стереотипами, выворачивает наизнанку все привычные образы и представления, остро реагирует на политическую ложь и фальшь благополучного общества. Все то, что составляет суть позитивной американской культуры, служит для него предметом деконструкции — начиная с образа Санта-Клауса («Санта: Фашистские годы») и заканчивая любовью к домашним животным (мини-сериал про пса: «Собака-поводырь», «Собака-сторож», «Хот-дог»).

В то же время его атака на штампы не носит системного характера: мультфильмы Плимптона скорее похожи на спонтанные шутки, произносимые вскользь, между делом; на непроизвольную реакцию в адрес ложного пафоса и гламура.

В юмористических протестах Плимптона нет и тени нигилизма. Он скорее романтик, дорожащий чистыми чувствами и подлинными ценностями. И в новом фильме, «Идиоты и ангелы», это особенно заметно. Его главный герой, преступник, садист и насмешник, оказывается в чем-то достоин своих ангельских крыльев — исключительно потому, что он, единственный из всего изображенного в фильме социума, способен принять их, не превращая в источник наживы или славы. Пока добропорядочные окружающие сочиняют, какую пользу можно извлечь из ситуации, этот дразнит пассажиров самолета своей голой попой и всеми способами пытается срубить отростки, которые мешают его привычно злобному и бесшабашному образу жизни.

Впрочем, мораль этой басни тонко завуалирована, и сам Плимптон совсем не стремится учить зрителей. В свои 64 года серьезным он стать не спешит, а потому — и параллельно с «Идиотами и ангелами», и после них — продолжает снимать свои садистские «хот-доги» и прочие разухабистые короткометражки, в которых нет даже намека на какую-либо философию.

Основные работы

Полнометражные фильмы

  • Мотивчик /The Tune (1992)
  • Я вышла замуж за странную личность / I Married a Strange Person! (1997)
  • Мутанты пришельцы/ Mutant Aliens (2001)
  • Волосы дыбом / Hair High (2004)
  • Идиоты и ангелы / Idiots and Angels (2008)

Короткометражные фильмы

  • Твое лицо / Your Face (1987)
  • Как правильно целоваться / How to Kiss (1989)
  • 25 способов бросить курить / 25 Ways to Quit Smoking (1989)
  • Придётся туго / Push Comes to Shove (1991)
  • Волосы в носу / Nosehair (1994)
  • Как заниматься любовью с женщиной / How to Make Love to a Woman (1995)
  • Секс и насилие / Sex & Violence (1997)
  • Сторожевой пес / Guard Dog (2004)
  • Вентилятор и цветок / The Fan & The Flower (2005)
  • Пес-поводырь / Guide Dog (2006)
  • Пес-пожарник / Hot Dog (2008)
  • Влюбленный пес / Horn Dog (2009)
  • Корова, которая хотела стать гамбургером /The Cow Who Wanted to Be a Hamburger (2010)

Техника

Награды

Наверх