Страны » Югославия

Загребская школа анимации занимает важное место в анимационном мире. Создание в 1950-ых годах студии анимационных фильмов в Загребе стало почти этапным событием в истории мультипликации. Объединившись, талантливые режиссеры создали свой собственный стиль, противопоставленный господствующему в то время диснеевскому и заслуживший международное признание.

Формирование и черты загребского стиля

Уже в первых фильмах Душана Вукотича, Ватрослава Мимицы и Златко Боурека складываются черты этого своеобразного стиля: авангардность в технике рисунка и графики сочетается в них с ироничным и экзистенциальным содержанием. И уже в 1958 году кинокритики Каннского фестиваля зафиксировали возникновение нового стиля и заговорили о загребской школе, а минималистичность изображения в мультфильмах дала им название «упрощенной анимации».

Кадр из фильма Душана Вукотича "Суррогат"

Кадр из фильма Душана Вукотича «Суррогат»

Семь показанных на фестивале мультфильмов студии «Загреб-фильм» были признаны уникальным художественным явлением, отличающимся смелостью рисунка и броской и лаконичной визуализацией идеи. Загребская анимация сформировалась как оппозиция Диснею, ведь она не побоялась отказаться от коммерческих, развлекательных проектов и связанного с ними анимализма работ.

Лидер школы Душан Вукотич так говорит о возможностях собственной школы рисованного фильма: «Освобожденный от привкуса имитации рисунок позволил нам находить решения для словесных ситуаций. Возможности графической трансформации образа столь велики, что могут колебаться от чистой формы, свободной от каких-либо ассоциаций, до символа. Тем самым рисованный фильм окончательно освобождается от своего постоянного и навязчивого спутника — антропоморфизма и мало-помалу начинает развивать свой специфический и современный способ визуального выражения».

Главные работы

Почти сразу загребская анимационная школа добилась большого успеха за свои эксперименты, когда фильм Душана Вукотича «Суррогат» был отмечен премией Оскар. Масштаб победы можно оценить, если знать, что югославский режиссер стал первым иностранным обладателем этой награды, полученной, образно говоря, на территории «врага».

«Суррогат», действительно, стал самым ярким и известным мультфильмом Загребской школы. В нем сочетаются главные стилистические черты: гротеск и ирония, ритм и минималистичность, а главное, необычное, почти философское содержание, преподнесенное режиссером с легкостью и музыкальностью. Простой сюжет фильма наталкивает на размышления об устройстве мира, техническом прогрессе и создании людьми окружающей их реальности.

Среди огромного количества мультфильмов студии нужно отметить еще один, часто попадающий в анимационные топы. Это утонченная работа Зденко Гаспаровича «Сатимания» на музыкальное творчество Эрика Сати, прославившегося своей эксцентричной музыкой. Анимационный фильм улавливает и детально передает музыкальную атмосферу в своих почти абстрактных зарисовках. Это набор разрозненных картин, бессюжетных и вроде бы ничем не связанных. При этом во всех них эстетизируется человеческая жизнь и смерть, их ритм передается с помощью зарисовок города и человеческого движения. Именно эта работа считается одной из самых своеобразных для загребской школы.

Кадр из фильма Зденко Гаспаровича "Сатимания"

Кадр из фильма Зденко Гаспаровича «Сатимания»

Развитие загребской школы

Расцвет загребской школы пришел на 60-ые годы, однако она продолжала существовать еще несколько десятилетий, исчезнув вместе с развалом Югославии. Однако в период своего существования загребский стиль повлиял не только на югославское кино, но и на международную анимацию.

В 1970-80-е годы главные мастера стали экспериментировать с техникой, часто обращаясь к игровому кино, куда потом многие из них и ушли. В попытках развивать стиль загребцы стали отказываться от аскетичной подачи в своих работах, добавив в них новые элементы — от плоских марионеток и коллажей до натурных кадров. Расширилась и сюжетная составляющая: фильмы-притчи сменились на более метафоричные и ассоциативные работы.

В 70-ые же годы здесь был основан один из главных мировых анимационных фестивалей, существующий и по сей день. Загребский «Анимафест» создавался на волне успеха югославской анимационной школы, где ценились авторские необычные работы, противостоящие мейнстриму. Именно такие фильмы выигрывают этот престижный фестиваль и сейчас, как бы напоминая о влиянии загребской школы, изменившей представление об анимации как искусстве.

Кристина Гогорян

Наверх