Страны » Нидерланды

На анимационной карте мира Голландия, или Нидерланды, занимает не столько большое, сколько стратегически важное место. В отличие от Франции или Англии, наполняющих международные конкурсы своей продукцией, Голландия ежегодно выпускает всего 20-30 анимационных фильмов. Но при этом примерно 10 из них оказываются призовыми, а 5 – приносят стране целые охапки наград.

Кадр из фильма Михаэля Дюдок де Вита "Монах и рыбка"

Кадр из фильма Михаэля Дюдок де Вита «Монах и рыбка»

Оно и понятно, у голландских художников совершенно особенный почерк, на который не влияют ни время, ни международная мода. Пусть весь мир повально увлекся 3D-анимацией, голландские аниматоры продолжают рисовать карандашом да еще зачастую без цвета. И ведь не то чтобы не умели делать 3D (умеют отлично, и тому есть кинематографическое подтверждение в виде «Гигантского кролика Банни»). Но вот странность – даже среди работ молодых режиссеров компьютерные фильмы – единичны. А те, что попадаются, совсем не соответствуют расхожим представлениям о том, что есть «компьютерный фильм» – как, например, объемная абстракция Адриаана Локмана «Штрихкод». Зато отсутствие стандартизированного 3D голландские режиссеры с лихвой восполняют нетривиальными техническими решениями: «Рутина», «Отряд Электрикус», «Ноутбук» – предлагая странные и удивительные сочетания анимации с живым кино.

Кадр из фильма Пауля Дриссена "3 Misses"

Кадр из фильма Пауля Дриссена «3 Misses»

Ну и, конечно, главное достояние Нидерландов – это рисованная анимация во всех видах и жанрах: пожалуй, ни в одной другой стране нет такого количества очень разных и непохожих мастеров рисованного кино. Это и Борге Ринг со своим классическим умилительным рисунком – датчанин по происхождению, он работал в Голландии и сделал всего три фильма, два из которых были номинированы на «Оскара». Это и Геррит Ван Дейк со своим тяжеловесным академизмом и удивительной летучестью рисованных метаморфоз. Это и Пауль Дриссен со своими «кривенькими» картинками, на ходу меняющими очертания и пропорции. И, разумеется, звездный режиссер, эстет, подражающий в своем лаконизме восточным художникам, Михаэль Дюдок де Вит, чей фильм «Отец и дочь» уже десять лет возглавляет все анимационные топы.

Наверх