Страны » Япония

Из истории японской анимации: возникновение аниме

На сегодняшний день самая ранняя японская анимационная лента датируется 1907 годом, — 50-кадровый немой фильм про мальчика в матроске. Опыты с анимацией в Японии начались в 1913 году, а самые первые анимационные ленты были выпущены в 1917 году. Но уже тогда некоторые аниматоры пытались при создании своих лент применять собственную, непохожую на других технику. В частности, один из пионеров японской анимации Офудзи Нобору своих героев не рисовал, а вырезал из бумаги. Конечно, строго говоря, «силуэтная анимация», которую использовал Офудзи Нобору, для европейцев, к примеру, чем-то новым уже не являлась, — здесь пальму первенства держит немецкий мультипликатор Лотте Райнингер. Но для Японии анимационная техника Офудзи Нобору в то время была достаточно революционной.

Кадр из фильма "Дневник путешественника" Кунио Като

Кадр из фильма «Дневник путешественника» Кунио Като

Вообще, надо заметить, что поначалу японская анимация особой экспериментальностью не блистала: не буду здесь переписывать историю анимации, и так все знают, что вначале японские аниматоры шли по стопам американских, фактически калькируя методы последних. Даже Осаму Тезука поначалу, восхищенный фильмами Диснея, в своих лентах повторял приемы великого американца. Но постепенно, добавляя что-то свое, он выработал собственный стиль, оказавший революционное влияние на японскую анимацию. Настолько революционное, что стиль «аниме» теперь уже не спутаешь ни с каким другим, а если кто-то из японских аниматоров вдруг решается обратиться к наработкам европейских школ – французской, к примеру, или даже советской, его графика тут же объявляется экспериментальной. Вот насколько самобытными оказались графические приемы японцев. Теперь уже мир стремится подражать им.

Тем не менее, японские аниматоры постоянно находятся в поисках новых графических приемов, новых методов подачи и выражения смыслов своих историй. Если брать за критерий именно графику и общую стилистику рисунка, то условно экспериментальную японскую анимацию можно разделить на три группы: собственно экспериментальная анимация, своеобразный авторский стиль, достигаемый за счет каких-то сугубо индивидуальных приемов и использование новых графических приемов в массовом аниме.

Японская авторская анимация

Они всегда есть, эти безумцы, способные в одиночку кропать свои фильмы, в одним им свойственном стиле. В качестве примера можно привести очень самобытного художника, Тамура Сигэру, творившего в конце 90-х. Его произведения отличает нарочитая плоскость картинки, использование ярчайших, почти кислотных цветов и угловатость рисунка. Тем не менее, сведенные вместе все эти составляющие создают удивительной легкости произведения, звонкие и нежные. Сигэру создает инородные миры, сюрреалистические сны, но предметы в которых не перетекают друг в друга, а наоборот, имеют жесткую форму и очертания. Особенно известны такие его анимационные ленты как «Glassy Ocean: Kujira no Chouyaku» и «Ginga no Uo: Ursa Minor Blue».

Его полная противоположность в плане графики рисунка – Като Кунио, манера рисунка которого, судя по всему, сформировалась под влиянием французской и английской анимационных школ. Его рисунок наоборот, весьма расплывчатый, нежный, за счет использования практически только пастельных цветов, никаких углов, сплошные овалы. Тем не менее, мысль о Дали не оставляет и при их просмотре. Като Кунио известен своим сборником новелл «Aru Tabibito no Nikki», хотя он создал много короткометражных фильмов, которые демонстрировались в рамках различных фестивалей.

Кадр из фильма "Голова-гора" Кодзи Ямамуры

Кадр из фильма «Голова-гора» Кодзи Ямамуры

Еще один известный японский аниматор-экспериментатор Кодзи Ямамура, тоже создает свои ленты не столько для широкой публики, сколько для узкого круга профессионалов. Он обласкан призами и наградами многих фестивалей, в прошлом году его «Inaka Isha», снятая по рассказу Франца Кафки, произвела фурор на европейских анимационных фестивалях. Судя по всему, его авторский стиль сформировался под влиянием советской анимационной школы. Во всяком случае, глядя на его ленты, на ум приходят похожие произведения, к примеру, студии «Армянфильм». Этот перетекающий рисунок, движение практически без склеек – настолько они незаметны, эта нарочитая небрежность в прорисовке, — кажутся очень знакомыми тем, кто в детстве смотрел не только «Ну, погоди!». С другой стороны, не будем забывать, что советская анимационная школа считалась одной из сильных в мире, наряду с восточно-европейской (Чехия, Венгрия), так что не удивительно, что под ее влиянием оказались многие аниматоры в мире.

Наверх