Страны » Венгрия

В Венгрии эксперименты в области анимации начались еще в 1930-х годах, но из-за отсутствия крупных объединений попытки снимать анимационное кино были единичными. Поэтому традиционно история венгерской анимации отсчитывается с начала 1950-х, когда в Будапеште начала возникать анимационная киноиндустрия.

Одним из исторических для венгерской анимации моментов стало зарождение студии «Паннония». В силу социалистического устройства страны художественная конкуренция была почти невозможна. По тому же принципу, как в России вся анимация делалась на «Союзмультфильме», так и венгерская «Паннония» была не только главной, но и фактически единственной в стране серьезной анимационной мастерской, а потому притягивала всех значимых художников, желавших работать в анимации.

Кадр из компьютерного  мультфильма Гезы М. Тота "Маэстро", номинированного на Оскар

Кадр из компьютерного мультфильма Гезы М. Тота «Маэстро», номинированного на Оскар

История «Паннонии» восходит к рубежу 1940-50-х, когда в Венгерской Кинокомпании сформировалась группа художников и технических работников для производства рекламы. Возглавивший ее Дьюла Мачкашши в 1950-м году решил попробовать себя в анимационном кино, и в 1951 году появился первый полноценный венгерский фильм — «Алмазная денежка петушка». Успех цветной мультипликационной сказки привел к тому, что вскоре было основано независимое от Киокомпании производство, на котором Дьюла Мачкашши продолжал снимать анимационные сказки.

После Революции 1956-го года анимационное отделение получило автономию и стало называться Киностудией «Паннония», а к концу десятилетия студия уже начала завоевывать свои первые фестивальные награды: на киносмотрах в Карловых Варах, Каннах и Венеции.
С 1960-х годов «Паннония» стала активно заниматься выпуском анимационных сериалов, которые сделали ее знаменитой на широком пространстве соцмира. В этот период возник такой небезызвестный советским зрителям того времени герой, как Густав. На забавных историях про Густава создали себе имена те молодые люди, которым впоследствии предстояло стать ведущими мультипликаторами студии: Йожеф Непп, Марцелл Янкович, Йожеф Гемеш и пр.

Кадр из фильма Ференца Рофюша "Муха"

Кадр из фильма Ференца Рофюша «Муха»

За годы существования студия выпустила огромное количество сериалов, полнометражных фильмов, однако рядом со зрительским продуктом продолжало развиваться и артхаузное направление. За годы существования «Паннония» подарила миру десяток ярких мультипликаторов, таких как Дьердь Коваснаи, Йожеф Гемеш, Марцелл Янкович, Шандор Рейзенбюхлер, Отто Фоки, Ференц Цако, Иштван Орош и др. А их картины, в свою очередь, принесли студии огромное количество самых разнообразных кинематографических призов, включая Каннские и Венецианские награды, и даже премию «Оскар», которой удостоился фильм «Муха» Ференца Рофюша.

Студия продолжает работать и сегодня – в объединении с серьезным венгерским кинодистрибьютером – компанией «Мокеп».

Наверх