Страны » Германия

История немецкой анимации является прямым слепком тех политических событий и катаклизмов, которые переживала страна на протяжении всего XX века. Начиная с первых фильмов, анимационное искусство подвергалось значительному влиянию со стороны социально-политических сил.

Период Веймарской республики совпал с расцветом различных экспериментальных художественных течений. Поборники экспрессионизма и дадаизма обратили пристальное внимание на новые средства самовыражения, которые были предложены анимацией. Вальтер Руттман, Ганс Рихтер, Оскар Фишингер, Викинг Эггелинг проводили эксперименты по «оживлению» живописи, созданию так называемого «абсолютного фильма». Эти работы стали классикой мировой анимации и спровоцировали многих кинохудожников на работы в области абстрактного фильма.

Кадр из фильма Оскара Фишингера "Психологическая конструкция"

Кадр из фильма Оскара Фишингера «Психологическая конструкция»

Вместе с падением Веймара и приходом к власти нацистов сменились и приоритеты аниматоров. Попытки «третьего Рейха» стать мировым лидером во всех направлениях деятельности человека не обошли стороной и мультипликационное искусство. Аниматоры нацистской Германии, среди которых были Ганс Хельд и Ганн Фишеркозен, достигли немыслимых высот в создании пропагандистских фильмов, когда даже самая обычная сказочная история работала на упрочение государственного строя и объяснение принципов жизни «правильного» человека.

Гонения в период нацизма повлекли за собой отток из Германии представителей творческих профессий. В их числе были знаменитые художники Лотте Райнигер и Оскар Фишингер.

После Второй мировой войны и разделения Германии развитие анимационного кино пошло по разным путям. В ГДР была создана студия DEFA, на которой до конца 1980-х годов было снято свыше двух тысяч анимационных фильмов, большей частью детских. В ФРГ анимация стала развиваться как преимущественно прикладное искусство, посредством которого создавались рекламные сюжеты, клипы и короткометражные фильмы. Для этого периода истории немецкой анимации характерно усиление социальных тем, формирование критического отношения к окружающей реальности, осмысление психологического переживания нацистского опыта.

Кадр из фильма Лотте Райнигер "Приключения принца Ахмеда"

Кадр из фильма Лотте Райнигер «Приключения принца Ахмеда»

Воссоединение Германии повлекло за собой резкий всплеск в развитии анимационных школ и направлений. В начале 1990-х годов были основаны новые киношколы в Баден-Вюртемберге, Касселе и Кельне, за достаточно короткое время доказавшие свою значимость для развития киноискусства.

Фильмы немецких аниматоров стали популярными во всем мире, обласканными престижнейшими международными наградами. Пережив предвоенный взлет и последующий декаданс, анимационное искусство Германии вернуло себе известность и влиятельность на мировой арене.

Наверх