Что такое анимация?

Дмитрий Геллер - Признание в любви

Мы все очень хорошо знакомы с этим видом искусства, при этом не всегда можем уловить его специфику. Часто мультфильмы ассоциируются с чем-то не очень серьезным, детским, а про огромную сферу авторской независимой анимации люди забывают.

Начать стоит с того, чтобы разобраться в определениях, особенностях этого искусства, его сходствах и отличиях от других видов визуальных искусств. Что же из себя представляет анимация? Почему существует два слова «анимация и мультипликация» и какое из них лучше?

Искусствоведение вокруг анимации и анимационная критика развито хуже, чем вокруг других искусств, поэтому даже такие базовые вопросы иногда разрешить сложно. Классическое определение говорит нам, что анимация – это покадровая съемка, но это определение легко раскритиковать. Анимация – это не всегда съемка, начиналось это искусство тогда, когда камер еще не появилось. Существует бескамерная экспериментальная анимация, но даже в современной компьютерной анимации камера не всегда используется, часто съемку заменяют сканированием. С «покадровостью» анимации все тоже спорно. Сейчас компьютер может создавать движение и не надо работать над каждым кадром. Тем более если сделать множество снимков неподвижного предмета, никакого мультфильма не выйдет.

1

Другие определения более интересны.

Киновед Наталья Венджер говорит, что «анимация — это создание внутриэкранного времени, тогда как натурный кинематограф так или иначе лишь фиксирует на пленку фрагменты реального времени».

Искусствовед Анатолий Прохоров: дает такое определение: «Анимация – придание антропоморфных и психических свойств тому, что изначально таковыми не обладало».

Эти определения имеют большее право на жизнь и подводят нас в другой дилемме о двух названиях – анимации и мультипликации. Если слово мультипликация происходит от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение и как бы указывает нам на то, что для мультфильма необходимо создать множество рисунков и снять их покадрово, то западное название анимация от фр. animation — оживление, одушевление передает суть данного искусства намного больше. Именно придание антропормности, оживление неживых предметов всегда выделяется режиссерами как суть их деятельности. Так, Федор Хитрук подчеркивает, что чувствует себя «актером», который играет с помощью карандаша, рисуя персонаж. Ян Шванмайер говорит об анимации как магическом действии, не просто приведении в движение неживых объектов, но их оживление. Тут мы подходим к еще одной важной черте анимационного искусства. Мультфильм не может существовать без движения. Именно пластику движения оценивают анимационные критики в мультфильмах. По типу движения анимацию разделяют на несколько школ – мейнстримную диснеевскую и ворнербразерскую. В первой движению предшествует большая в нему подготовка, во второй оно гиперболично. И независимую анимацию, в которой существуют другие типы движения.

Обратимся к определению анимационного искусства Ф. Хитрука, который говорит:

«Откажемся от старого названия «мультипликация», оно не содержит в себе ничего, кроме фактора множественности. Будем говорить об искусстве одухотворения. На языке формул… этот процесс может выглядеть так: от умножения к движению, от движения к одушевлению».

То есть ключевые слова при определении анимации – это создание движения и экранного времени, одушевление неживых предметов.

Наверх